Поздравляю всех с праздником Яран сувар (Novruz bayram)
Лезгинский национальный портал ЛезгиЯр совместно с Набраньским поздравляет всех мусульман с Праздником Весны - Яран Сувар. Немного об истории происхождения праздника Яран Сувар. Яран
Сувар отмечается всеми лезгинскими народами (Яран (Йаран) сувар-
лезгины, дословно «Праздник Солнца», Эверчин, Эбелцен-табасараны,
Эр-рутулы, Эвелцан-агулы) Отмечают его в день весеннего
равноденствия, в основном 21 марта. Он представлял собою своеобразный
триумф жизни,тепла,света над зимней стужей, злыми силами, которые
воплощала в себе зима.Яран Сувар был долгожданным праздником.
В эти дни люди всех возрастов вовлекались в предпраздничную и
праздничную суету, отвлекаясь от своих повседневных забот,забывая на
время свои горести и неудачи.Особенно любила этот праздник и деятельно
готовилась молодежь и детвора. В надежде
обеспечить хороший урожай лезгины готовили гитI.Существовала примета:
насколько увеличатся в объеме разваренные зерна, настолько должен быть
выше уржай по сравнению с посеянным зерном,поэтому в это время старались
не готовить кушаний из сушеных или жареных зерен,чтобы не допускать
уменьшения урожая. В остальные два вечера принято было делать пельмени с
яичной начинкой и плов. Полагалось готовить в этот праздник жирную
пищу. В лезгинских селениях на Яран сувар
принято было подавать семь блюд.Готовились лучшие блюда лезгинской
кухни,такие,как хинкал(хинкIар), плов
(аш),голубцы(дуьшпаре),гуьрзе,кебаб (шашлык из молодого мяса),пироги из
молодой зелени-афарар,суп из кислого молока- давугъа (тавга),напиток
тIач,ахтарма. Ахтарма считалась лучшим гощением
на Яран сувар. В этот праздничный день именно с нее лезгины
высокогорных селений начинали обычно еду. Ахтарма заготавливалась еще с
лета: овечье молоко нагревали до определенной температуры и добавляли в
него в определенных пропорциях овечью же сыворотку. Густая
сырная масса оседала на дно посуды,ее сливали в мешочек, и когда
оставшаяся сыворотка вытекала,в полученную массу добавляли соль,а также
разнообразные дикорастущие душистые травы и хранили ее до весны в
бурдюке. Важное значение на новогоднем обрядовом столе лезгин занимали
ритуальные блюда тIач и семена (селема). Предварительно заготавливали
солод,для этого пшеницу,замоченную в мешке,клали куда-нибудь в иеплое
место для прорастания,после появления ростков длинною в 5-6 см.,ее
сушили и мололи. За два вечера до наступления
Яран Суварполученную таким образом муку (солод) замешивали в котле с
горячей водойи,тепло укрыв,ставили в теплое место на 8-10 часов.Когда
жидкость поднималась над кашицеобразной массой,ее варили,мешая,весь день
до вечера. По мере варки масса становилась все жиже,затем ее оставляли
на всю ночь доходить, а утром первого дня весны в дом,где готовился
тIач,собирались обитатели квартала,каждый со своей ложкой и миской,чтобы
угоститься этой кисловатой массой жидкой каши,которую ели,добавляя туда
толокно. Для приготовления семена (селема)
проросшую пшеницу вместе с ростками толкли в ступе до получения
кашицеобразной сладкой массы,которую затем варили до загустевания,после
чего выливали в поднос. Остывшую массу разрезали на кусочки и ели как
лакомство.Ночь на яран Сувар была заполнена мантическими обрядами у
лезгинских девушек. Они поедали на ночь соленые хлебцы в надежде увидеть
во сне суженого,дающего им воду. Девушки одного квартала собирались в
эту ночь вместе в одном доме. Каждая из них
приносила с собой одно яйцо. Все яйца складывались вместе на большой
поднос,рядом с яйцом хозяйки его клали кусочки угля и красную
краску.Поднос этот выносился на крышу и оставался там на всю ночь.
Существовало поверье,что за ночь каждое яйцо должно было окраситься в
один из этих цветов: красный или черный.Девушки рано утром спускали
поднос с крыши и с волнением ждали результатов. Если яйцо оказывалось
красным,хозяйку его ожидали в предстоящем году только радостные
события,если черным-год обещал быть тяжелым. Молодые
парни-шутники, зная этот обычай,лазали ночью по крышам в поисках
выставленных яиц и красили их в самые разные цвета, что вводило в
недоумение их хозяек.В эту же ночь собравшиеся вместе девушки устраивали
гадания перед зеркалами. Предварительно они должны были принести воды
из семи источников,умыться ею и затем на этой воде приготовить семь
любых лучших блюд.Затем девушки накрывали стол в одной комнате и каждая
садилась перед своим зеркалом. После полуночи, в полусонном состоянии,
она должна была увидеть в зеркале своего суженного. В
Яран Сувар все лезгины повязывали запястье себе,всем членам семьи
красной нитью,которую носили где в течении первых трех дней (одиг день
за зиму,другой-за весну,третий-за лето) 15-дневного календарного
периода,начинавшегося 21 марта,а где и все 15 дней.считается,что это
делалось для того,чтобы не ударил Яр и не испортил цвет лица,а также не
повредил здоровью; по поверью,в противном случае человек будет весь год
вялым,сонливым. Даже скоту в качестве оберега
повязывали где-нибудь красный шнур.Видимо,Яр- это древнее
божество,которое,предполагалось,могло погубить людей,не почитавших его,а
красная нить- оберег как бы символизировала причастность носящего его к
почетанию солнца. Считалось,что каждый,неся на
себе частичку солнца,после зимней тьмы и стужи постепенно как бы
привыкал к солнечному облучению,усиливавшемуся с каждым весенним днем. В
основе этого обычая,возможно лежыло иррациональное осмысление вполне
реальной опасности чересчур большой разовой дозы солнечного облучения
после зимнего авитаминоза,что могло вызвать слабость,головокружения. В
первый день Яран Сувар один из священнослужителей носил по домам чашу с
водой яран яд (йаран йад) – «весенняя вода» - в которой плавала бумажка
с написанными муллой молитвами, и давал в каждом домеотпить этой
воды,получая в обмен крашенные яйца.У всех, кто отмечает этот праздник,в
первую ночь его (21 марта) принято было зажигать костры и огни. Огню
приписывалась могучая сила,поэтому все, кто мог,вплоть до больных и
стариков,стремились прыгнуть через костер. Лезгины, обращаясь к огню
костра, произносили: «Грехи тебе, благодать мне».Эти действия можно
рассматривать как своеобразное очищение перед началом нового
хозяйственного года.А.Г. Трофимова сообщает об обычае лезгинской
молодежи наряжать 22 марта нескольких человек в разное тряпье и маски с
рогами и обходить с ними дома селения для сбора продуктов. При
этом перед каждым домом ряженые инецинирова инеценировали борьбу, в
ходе которой побежденный падал и не вставал до тех пор, пока хозяева
дома не выносили для него яйцо и всякие лакомства.Обходы домов ряжеными и
их ритуальную борьбу можно отнести к категории обрядов очистительного
характера, которые практиковались еще в древнем мире и состояли в
шествии вокруг «очищаемого» предмета; обход совершался с животными, «
козлами отпущения», являвшимися инкарнацией(воплощением) старого года
зимы,бесплодия; их затем убивали. Смерть здесь
предполагала последующее обновление возрождения природы и года. Эти
обряды носили в земледельческую эпоху аграрный характер. Таким
образом,для народа,празднующих Яран Сувар,он был праздником Нового года,
и все магико-мантические и игровые действия, производившиеся в
комплексе ритуалов этого праздника,соответствовали обрядам Нового года у
других народов,отмечающегося обычно зимой, после зимнего солнцеворота. Новый
год, который был прежде всего новым хозяйственным годом, начинался у
лезгин весной, и наступление его отмечали целым косплексом обрядовых
действий, смысл которых заключался в обеспечении всему сельскому
обществу в целом, так и каждому его члену здоровья,
благополучия,усиления производительных сил,хозяйственного
изобилия,высоких урожаев,умножение скота. Руслан СтIалви.А.Булатова«Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX-начале XX века»(В сокращении)